Порядок проведения аттестации

Аттестация воспитателей на категорию: изменения

1) Введено определенное количество членов в комиссиях
Количество участников в аттестационных комиссиях составляет не менее 7 человек. Состав включает представителя соответствующего профессионального союза и специалистов, задача которых — провести всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников.

2) Дистанционная подача заявления
Теперь для подачи заявления на присвоение первой и высшей квалификационной категории можно использовать Госуслуги и региональные порталы государственных и муниципальных услуг.

3) Уточнена информация, которая должна быть указана в заявлении
В заявлении, подаваемом в аттестационную комиссию, педагогические работники предоставляют информацию:
• Свой образовательный уровень (квалификация).
• Показатели профессиональной деятельности в предыдущих организациях.
• Имеющиеся квалификационные категории.
• Должность, по которой педагог желает пройти аттестацию.

4) Отмена 2-годового срока для получения высшей квалификационной категории
Раньше педагог мог подать заявление на высшую категорию только спустя 2 года после получения первой категории. Теперь педагогические работники имеют возможность подавать заявление на высшую категорию независимо от промежутка времени после получения первой категории.

 5) Бессрочное действие категории
Исключен ограниченный срок действия категории в течение 5 лет. Это означает, что начиная с 1 сентября 2023 года первая и высшая категории, которые будут присвоены, станут бессрочными. Таким образом, если сотрудник должен пройти аттестацию после 1 сентября 2023 года, то категория действует условно бессрочно. Условно, поскольку срок действия нового порядка аттестации действует до 31 августа 2029 года.

 Аттестация педагогических работников в 2023: новые аттестационные категории

 Теперь педагогические специалисты в сфере дошкольного образования имеют возможность пройти аттестацию на новые квалификационные категории:
• Педагог-методист
• Педагог-наставник
Проведение данной аттестации осуществляется по желанию работника. Эти категории доступны только для тех, кто уже имеет высшую квалификационную категорию.
В заявлении в аттестационную комиссию педагогические работники предоставляют следующую информацию:
• Образование
• Результаты деятельности в области методической работы или наставничества
• Имеющуюся высшую квалификационную категорию
• Информация, на какую квалификационную категорию они претендуют.
К заявлению прилагается ходатайство работодателя в аттестационную комиссию, описывающее деятельность педагогического работника в области методической работы или наставничества в организации. Это ходатайство основано на решении педагогического совета или аналогичного коллегиального органа, утверждено профсоюзом работников организации.

Педагог-методист

Квалификационная степень «педагог-методист» определяется для педагогических работников на основе следующих критериев, которые не связаны с их основными должностными обязанностями в организации:

 1. Организация и руководство методическим объединением педагогических сотрудников в образовательной организации, активное участие в методической работе.

 2. Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса, включая инновационные образовательные программы и проекты.

 3. Методическая поддержка коллег, готовящихся к участию в профессиональных конкурсах.

 4. Участие в методической поддержке и развитии педагогических работников, направленное на преодоление профессиональных недостатков.

 5. Передача опыта в области использования авторских учебных и методических разработок в образовательной организации.

 Педагог-наставник

Квалификационный статус «педагог-наставник» устанавливается для педагогических работников на основе определенных показателей, не включенных в их основные служебные обязанности в организации:

 1. Руководство процессом практической подготовки студентов, изучающих программы среднего профессионального и/или высшего образования.

 2. Оказание наставничества педагогическим сотрудникам образовательной организации, активное сопровождение их профессионального роста в рамках учебного заведения.

 3. Поддержка в подготовке педагогических работников, включая молодых специалистов, для участия в профессиональных конкурсах и соревнованиях.

 4. Распространение авторских подходов и методических разработок в области наставнической деятельности в организации.